Главная » Файлы » Учебно-методическая часть » Доклады, выступления |
23.11.2015, 10:04 | ||||||||||||||||||||||||||
Межрегиональная научно-практическая конференция "ИНФОКОМИТЕХ - 2015" Использование дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку детей с ОВЗ через персональный сайт учителя Применение дистанционного обучения впервые было использовано в Европе еще в конце 18 века, а в России – в конце 19, когда почтовая связь стала регулярной и доступной: именно через почту учащиеся получали учебные материалы и переписывались с преподавателями. С тех пор изменилось средство передачи учебной информации, мы стали использовать компьютер и сеть Интернет, что, несомненно, в значительной степени расширило возможности и улучшило качество дистанционного образования, но суть его осталась той же – опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагогов, и современные информационные технологии, при этом, стали основой этого взаимодействия. Действительно, дистанционные образовательные технологии предоставляют огромные возможности и тем, кто учит, и тем, кто учиться – возможность раздвинуть временные рамки, возможность преодолеть расстояние или языковой барьер. Но главным преимуществом, пожалуй, является возможность индивидуализировать процесс обучения, что особенно важно при организации работы с учащимися, имеющими медицинские предписания к созданию особых условий обучения, а это, в свою очередь, является одной из приоритетных задач образования в нашей стране в настоящее время. Несмотря на то, что на данный момент в России уже функционируют несколько аккредитованных дистанционных школ, которые также занимаются и разработкой ресурсов и систем ДО детей-инвалидов, в подавляющем большинстве педагоги обычных общеобразовательных школ самостоятельно выстраивают работу с обучающимися данной категории, используя различные средства сети Интернет. Данная статья – это попытка обобщить опыт работы учителя по обучению детей с ОВЗ английскому языку через персональный сайт. В 7 классе, где автор преподает английский язык, таких учеников двое – Софья (обучается в гимназии с 2012-2013 учебного года) и Семен (обучается в гимназии с 1 класса). Степень заболеваний у обоих учеников достаточно высока и требует постоянного медицинского вмешательства, что, в свою очередь, не позволяет им регулярно посещать школу. При этом каждый из ребят имеет повышенный уровень мотивации и заинтересованности к изучению английского языка. Так, после собеседования с родителями учащихся и самими учащимися, учитывая индивидуальные особенности обоих учеников и ситуации в целом, работа с ними выстраивается в двух формах: очной и заочной. Очное обучение ребят проводится в обычном режиме, когда они имеют возможность присутствовать на уроках. При этом зачастую ребята работают по индивидуальным заданиям, что позволяет им не только работать в собственном темпе, но и лучше понять изучаемый материал. Однако при выполнении коммуникативных заданий ребята работают вместе с классом. Заочная или дистанционная форма обучения осуществляется в случаях, когда у ребят нет возможности присутствовать в школе. По обоюдной договоренности родителей, учащихся и учителя, в такие периоды ребята изучают лексико-грамматические материалы самостоятельно, по предлагаемым учителем планам или модулям. В начале учебного года ребята получают тематический план, составленный на основе изучаемого программного материала.
В плане четко указаны темы, обязательные для прохождения, темы, которые можно изучить ознакомительно и темы, обязательные для повторения. В течение учебного года в данный план могут вноситься коррективы, в зависимости от запросов ребят или затруднений, с которыми они сталкиваться в процессе изучения того или иного материала, что случается достаточно часто ввиду его сложности (английский язык в гимназии преподается на углубленном уровне). Поскольку ребята не имеют противопоказаний к работе с компьютером, модули с заданиями по темам, указанным в плане, размещаются на персональном сайте учителя или отправляются по электронной почте. Это позволяет ребятам работать по ним в домашней обстановке, в удобное для них время и в свободном темпе, неограниченном временными рамками. Следует отметить, что персональный сайт учителя (URL:http://let.ucoz.ru/) создан через бесплатный конструктор сайтов uCoz и его возможности вполне соответствуют образовательным целям. Основными из них можно назвать следующие:
Все это помогает не только разнообразить способы подачи учебного материала, но и разместить задания для оценки и контроля усвоенного материала, быстро ответить на возникший вопрос или обсудить ту или иную проблему, к примеру. Говоря о модулях, каждый из них размещается в разделе сайта «Уголок ученика» - «Модули, лекции», имеет четкую структуру и включает в себя: - цели и задачи к изучаемой теме (темам); - задания для входного контроля или выявления проблемных зон, по смежным темам или если тема изучалась ранее; - теоретический материал для самостоятельного изучения и задания на его отработку; - задания для детальной отработки изучаемого материала и его закрепления (практикумы); - контрольные задания для определения степени усвоения изученного материал; - критерии оценки выполненной работы и рекомендации. Каждый модуль содержит избыточное количество заданий, с тем, чтобы ребята имели возможность самостоятельно регулировать процесс изучения темы, самостоятельно выбирать задания для выполнения. Задания для модулей подбираются из различных учебных пособий соответствующих языковому уровню и возрасту учащихся и выстраиваются по принципу «от простого к сложному». Также используются материалы Единой коллекции ЦОР, Федерального центра информационно-образовательных ресурсов и ресурсов сети Интернет в целом (онлайн тесты, образовательные игры, дополнительные материалы по теории и практике, обучающие видео на английском языке). Это позволяет, во-первых, разнообразить формат и вид выполняемых заданий, а порой и значительно упростить его, сделать более доступным для восприятия. Во-вторых, использование видео или аудио материалов, способствует развитию навыка аудирования, чтения и говорения, что важно, при самостоятельных занятиях. В-третьих, это позволяет ребятам быстро получить оценку своим знаниям, выявить степень усвоения материала и быстро изменить траекторию его изучения, например, уделив больше внимания выявленным проблемным зонам. (пример модуля) Выбор элементов технологии модульного обучения, при которой учащиеся работают с учебной программой, составленной из модулей, не случаен. Цель модульного обучения заключается в «создании условий выбора для овладения содержанием образовательных программ в разной последовательности, разном объеме и темпе через отдельные и независимые учебные модули с учетом индивидуальных интересов и возможностей субъектов образовательного процесса» [2]. Следовательно, модульное обучение, как и дистанционное образование, способствуют индивидуализации процесса обучения, позволяя учащимся выбирать уровень заданий, увеличивать самостоятельность работы, активизируя, при этом их познавательную деятельности. Более того, содержание обучения, представленное в законченных самостоятельных комплексах, или модулях, легко может быть перенесено в компьютерную среду обучения. Однако живое общение учителя с учениками ни в коем случае не упраздняется при такой траектории обучения. Учебные консультации обязательно проводятся, поскольку материал по предмету изучается на углубленном уровне. В тех случаях, когда ребята не имеют возможности присутствовать в школе, консультирование по изучаемым темам в основном проводятся в режиме онлайн через программу Skype, а также, как уже отмечалось ранее, через систему личных сообщений персонального сайта педагога или мини-чат. Важно и то, что помимо учебной деятельности, ребята активно вовлекаются и во внеурочную деятельность: выполняют электронные проекты (размещены на сайте педагога в разделе «Работы учащихся», URL: http://let.ucoz.ru/load/raboty_uchashhikhsja/8), принимают активное участие в предметных дистанционных и заочных олимпиадах и конкурсах по английскому языку на разных уровнях, занимают призовые места. Так, в текущем учебном году Софья Л. стала победителем школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку (приказ УпрО от 09.11.2015 №1605 «Об утверждении списка участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2015/2016 учебном году») и приняла участие уже и в муниципальном туре олимпиады. В прошлом году, Софья стала победителем Всероссийской дистанционной олимпиады «ФГОСтест» по Республике и по стране, а по итогам участия в различных заочных конкурсах, она была номинирована на Малую Нобелевскую премию. В текущем учебном году, Софье присуждена стипендия руководителя администрации МО ГО «Воркута» как одаренному ребенку (URL: http://gymn3-vorkuta.ucoz.ru/index/0-163). Подводя итог, хотелось бы выразить мнение, что проводимая работа с детьми, имеющими медицинские показания к созданию особых условий обучения, дает положительные результаты. Прежде всего, связываю это с систематичностью составляемых модулей, четкой формулировкой их целей и задач, тщательному отбору материала, а также тесному сотрудничеству с родителями учеников и педагогом-психологом гимназии. Учащиеся не только не снижают темпа изучения английского языка как предмета, но и улучшают свои результаты, что подтверждается также и результатами участия ребят во внеурочных мероприятиях.
Список литературы и источников:
| ||||||||||||||||||||||||||
Категория: Доклады, выступления | | ||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 467 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |