Главная » Файлы » Учебно-методическая часть » Доклады, выступления

Новые информационные технологии в обучении АЯ
15.01.2013, 22:51

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

(выступление на стажерских курсах, 2006-2007 учебный год)

Целью данного доклада является рассмотрение вопросов использования новых информационных технологий в обучении английскому языку.

Доклад может быть условно разделен на две части. Первая часть рассматривает условия использования НИТ в обучении иностранным языкам, а именно – когда и как можно использовать НИТ в учебном процессе, а также рассматривает некоторые

Актуальность проблемы.

Ведущей целью обучения иностранному языку, английскому, в частности, является коммуникативная, а именно, формирование коммуникативной компетенции, в основе которой лежат коммуникативные умения, сформированные на базе языковых знаний и навыков, а также лингвострановедческих и страноведческих знаний. Но, при развитии коммуникативной компетенции учитываются и другие составляющие: лингвистическая, социолингвистическая, социокультурная и социальная компетенции. Таким образом, особенность предмета 'иностранный язык' состоит в том, что целью обучения является не столько знание о самом предмете, т.е. о языке (языковая компетенция), сколько выработка определенных навыков и умений разных видов речевой деятельности. Но обучать любому виду деятельности можно лишь в ходе выполнения этой деятельности.

Отсюда следует, что при обучении иностранному языку необходимо организовать самостоятельные действия каждого учащегося в том виде речевой деятельности, которому его обучают. Если учащихся обучают чтению, то каждому обучаемому необходимо предоставить возможность упражняться в чтении. При обучении говорению - каждому учащемуся следует предоставить возможность говорить, выражать свои мысли на иностранном языке, как в монологической, так и диалогической речи. При обучении аудированию каждый учащийся должен получить возможность слушать иноязычную речь. К сожалению, на уроках мы не всегда можем предоставить каждому учащемуся такую возможность, прежде всего, по причине временного лимита. Занятия же в компьютерном классе могут решить эту проблему, предоставляя учителю возможность достижения поставленных образовательных целей, а учащимся возможность обучаться с интересом.

Еще один вопрос, на который необходимо сослаться, говоря в пользу использования НИТ, это вопрос мотивации учащихся. Очень часто учащиеся не видят возможности реального применения тем знаниям, которые они получают на уроках иностранного языка (если только они не выбирают иностранные языки своей будущей специальностью). Достаточно трудно убедить учащихся в том, что где-то в больших городах сложно найти хорошую работу без знания иностранного языка. Их главный аргумент: «Зачем мне английский, я в Англию не поеду». При этом они даже не допускают возможность, что здесь, в небольшом городе может вдруг возникнуть ситуация, которая потребует от них знания языка. И они по-своему правы. Для подавляющего большинства учащихся поездка заграницу, в силу разных причин, ассоциируется с чем-то нереальным, несбыточным. Кроме того, в мелких или отдаленных населенных пунктах, в отличие от больших городов, у учащихся зачастую нет возможности общения с носителями языка, участия в международных проектах, молодежных фестивалях и т.п. Именно поэтому, проблема мотивации является одной из самых серьезных проблем обучения английскому языку, так как о «живом» общении зачастую не может быть и речи. Использование же информационных технологий, особенно сети Интернет, в этом случае, является решением этого вопроса, способствуя формированию устойчивой мотивации к изучению иностранных языков.

Использование новых информационных технологий в обучении английскому языку

Говоря об использовании НИТ, прежде всего, возникают вопросы когда и как применять НИТ и какие программы применять.

Не секрет, что учащиеся перегружены, при этом еще бывает, что и класс на подгруппы не делится, а программа явно рассчитана на большее количество часов, чем есть у преподавателей иностранного языка. Часто можно услышать фразу типа "нет времени, нет возможности, и без него ничего не успеваем".  Однако любому ребенку нравится учиться тогда, когда это интересно, а если интересно, то можно успеть очень многое. А учебники, даже самые хорошие, изданные ведущими издательствами, морально старятся через два-три года. Жизнь стремительно идет вперед, язык развивается, меняется, и только действительно мобильное учебное пособие способно успеть учесть все изменения, как социальные, так и лингвистические. Современные компьютерные технологии могут компенсировать этот недостаток. Кроме того, подготовка специалиста в любой области знаний включает в себя как минимум обязательную пользовательскую подготовку, компьютерная грамотность становится одной из составляющих современного понимания образованного человека. Именно поэтому сегодня необходимо уделять серьезное внимание использованию средств новых НИТ в обучении английскому языку.

Так, ответ на первый вопрос, когда применять НИТ, будет достаточно смелый – практически всегда, на любом этапе обучения или изучения темы, можно применять НИТ.

Многие современные зарубежные учебно-методические комплексы дополнены интерактивными мультимедийными приложениями, которые могут быть использованы как во время урока, так и для самостоятельной работы школьников. Диски, как правило, содержат  разнообразные интерактивные задания: игры, кроссворды, шарады, песни и считалки, упражнения, направленные на закрепление пройденного материала в увлекательной форме. Таким образом, с помощью подобного приложения можно решать целый ряд дидактических задач: отрабатывать произношение, формировать и развивать навыки чтения, совершенствовать умения письменной речи школьников, пополнять словарный запас учащихся, отрабатывать грамматические навыки, и самое главное - формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.

Здесь, также можно указать и другие преимуществ использования НИТ в образовательном процессе:

  1. Создание благоприятного психологического климата, самоутверждение учащихся (компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор, как «боязнь ответа» или «боязнь допустить ошибку», что в свою очередь, способствует снятию «языкового барьера»).
  2. Повышение мотивации изучения английского языка, совершенствование навыков владения компьютером, совершенствование языкового уровня.
  3. Большая степень интерактивности обучения, чем при работе в аудитории или даже в лингафонном кабинете; возможность самостоятельно выбирать темп и уровень выполняемых заданий соответствует принципам индивидуального обучения.

4.Немедленное и постоянное подкрепление правильности учебных действий каждого учащегося

  1. Возможность осуществлять технический перевод; использовать программы проверки грамматики и орфографии; использование мультимедиа, интерактивного видео при обучении устной речи. Графические возможности компьютера выделяют этот метод обучения на фоне традиционных и позволяют реализовать принцип наглядности обучения. Образовательное значение компьютерных сетей, как локальных, соединяющих несколько машин в одном учебном заведении, так и глобальных, объединяющих миллионы пользователей по всему миру, практически неоценимо.

6.Улучшение  эффективности учебного процесса, совершенствование процесса проверки учащихся.

7.Повышение сознательности и интереса к изучению языка

8.Обеспечение оперативной обратной связи и контроля действий всех обучаемых

9.Повышение профессионального уровня и авторитета преподавателей

Если говорить о способах применения сети Интернет, то здесь возможностей будет еще больше. Наиболее эффективными можно назвать следующие:

  1. Переписка по электронной почте со сверстниками-носителями языка и изучающими английский язык как иностранный в других странах (дает возможность общаться на современном, живом языке, возможность изучения  другой культуры и получения знаний из «первых рук»)
  2. Участие в телекоммуникационных международных проектах (способствует повышению уровня владения языком, развитию общего кругозора, получению специальных, необходимых для выполнения конкретного проекта  знаний).
  3. Участие в текстовых и голосовых чатах (активизирует и актуализирует словарный запас и коммуникативные навыки, дает возможность значительно пополнить словарный запас, придать языку более современное и живое звучание, обогатить речь идиоматическими выражениями; кроме того, способствует разрушению культурных стереотипов и преодолению ложных, стереотипных представлений о западной жизни, а также компенсирует отсутствие опыта непосредственного общения с представителями других культур, формирование адекватного восприятия поведение иностранцев при встрече с ними, позволяет более высоко оценить уровень собственной культуры и жизненных приоритетов).
  4. Участие в телекоммуникационных конкурсах, олимпиадах, тестировании (дает возможность получить объективную оценку знаний, самоутвердиться, подготовиться к экзаменам, участию в других видах конкурсов и олимпиад). Важно отметить, что при выполнении подобных заданий у большинства учащихся наблюдается отсутствие отрицательного психологического момента, чувства страха, присущих учащимся в реальных ситуациях.
  5. Возможность оперативной бесплатной публикации творческих работ учащихся (повышает мотивацию, удовлетворяет потребность подростков в возможности самоутверждения).
  6. Получение самообразования на курсах бесплатного или платного дистанционного обучения, включая обучение в ведущих Британских учебных заведениях.
  7. Для учителя - обилие языкового и страноведческого материала, подробное описание новейших обучающих технологий, советы авторов аутентичных  учебных                  комплексов, возможность постоянно повышать собственный уровень владения языком, обмениваться опытом с зарубежными и Российскими коллегами (Виртуальные методические объединения), общаться самим на английском языке и приобщать к этому своих учеников

Но, не смотря на все преимущества, огромный потенциал, которым обладает компьютерное обучение, используется далеко не полностью из-за проблем, связанных с относительной новизной этого метода. Прежде всего, это плохая оснащенность школ современной техникой, недостаток качественного программного обеспечения, обусловленный тем, что не разработаны четкие стандарты и критерии оценки эффективности, а также пренебрежительным порой отношением создателей программ к теории обучения иностранным языкам. Кроме того, применение НИТ на уроках английского языка требует разработки учебных программ с учетом проведения таких уроков, а также согласования расписания уроков.

Отвечая на второй вопрос – как применять НИТ, можно выделить следующие варианты применения:

  1. Систематическое использование НИТ в качестве средств обучения.
  2. Фрагментарное использование информационных технологий.
  3. Реализация всего курса обучения при помощи компьютера.

Так, при помощи НИТ преподаватели могут:

  1. Проводить текущие и итоговые тестовые занятия (по темам, разделам, курсам) с использованием диагностических, тестовых программ по лексике, грамматике.
  2. Использовать педагогические программные средства как один из способов введения новой лексики или грамматического материала в тех случаях, когда это представляет определенную трудность (затруднена семантизация лексических единиц, или нет мотивированной основы применения лексического или грамматического материала).
  3. Использовать инструментальные программные средства - справочники, словари, программы проверки правильности орфографии - для выполнения студентами самостоятельных творческих заданий, переводов по домашнему, аналитическому чтению и других работ, а также для преподавателя, в качестве инструментального средства для создания тестов, обучающих программ, автоматизации процесса обработки результатов учебного процесса и т.д.
  4. Использовать телекоммуникации в основном  во внеаудиторное время (задания для самостоятельного выполнения, совместные проекты, как по английскому языку, так и по другим предметам).

Что касается третьего вопроса, какие программы использовать, однозначный ответ трудно дать. Целесообразнее использовать те, мультимедийные приложения, которые предоставляются создателями того или иного УМК, поскольку, как уже говорилось выше, они направлены на отработку и закрепление того, материала и той лексики, которые содержатся в учебнике.

Но, ограничиваться только лишь предложенным приложением не стоит. Сейчас на рынке можно найти достаточное большое количество компьютерных обучающих программ выпускаемых как нашими, так и зарубежными преподавателями. Используя в процессе обучения различные мультимедийные образовательные программы можно разнообразить его, что будет только укреплять мотивацию и поддерживать интерес учащихся к изучению иностранного языка.

Некоторые из обучающих и инструментальных программ будут предложены вам для ознакомления.

Работа с образовательными и инструментальными программами

Независимо от того, с какой программой ребята начинают работать, они получают инструкцию в процессе работы (или игры) записывать все новые или незнакомые для них слова, которые им встречаются. Как правило, большинство ребят забывают о ней, потому что полностью погружаются в игру, для них непривычно совмещать эти два действия: играть и при этом вести сознательный учет знакомых и незнакомых слов. Бывает и так, что ребятам интересно пройти как можно больше уровней, любой ценой, а именно, путем механического подбора нужного варианта ответа или предмета. Хорошо, когда программой предусмотрено подобное поведение, и при каждой неправильной попытке ребята теряют, например, баллы. Это заставляет их подходит к выполнению заданий серьезнее и осторожней, а самое главное – осознанно. Хуже, если в программе такой функции нет. В этом случае можно стимулировать их внимание предстоящим словарным диктантом или тестом, в который будут включены все слова из заданий. По окончании выполнения заданий, проводится их обсуждение (какие им понравились, какие нет, какие вызвали сложность, какие нет, повторяются правила и т.д.), а затем проводится обсуждение слов, которые они записали. Как итог, ребятам предлагается выполнение тестов, в которые включены задания, подобные тем, которые они выполняли в компьютерном классе.

Вот несколько примеров программ, которые могут быть использованы на уроках и в каких целях.

  1. Введение новой лексики. TriplPlay Plus! (любой уровень) – Тема «Еда». – Учащимся предлагается прослушать названия изображенных предметов, затем предлагается игра на закрепление.
  2. Отработка употребления модального глагола can и глаголов, выражающих действия (to run, to swim, to jump, to ride,  и т.д.) и лексики по теме «Животные» (2-3 классы) - WA-1 17АB, 18B. «Баба-Яга за тридевять земель» - Игра «Magic Mirror»
  3. Аудирование, развитие навыка диалогической речи по теме «Знакомство» (Деловой английский язык. Intermediate level) – Английский – Путь к совершенству-2.
  4. Использование инструментальных программ – Macmillan English Dictionary For Advanced Learners.

В заключении, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что, конечно же, на уроках иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал, соответствует принципам индивидуализации обучения и, в то же время, способствует решению коммуникативных задач при обучении английскому языку.

Мультимедийные образовательные и инструментальные программы по английскому языку:

  1. Занимательный английский для детей от 6 до 12 лет. Производитель: Руссобит-М (www.russobit-m.ru)
  2. В гостях у кролика (для детей от 6 до 99 лет), Производитель: Руссобит-М
  3. Дракоша и занимательный английский, Производитель: Media2000 (www.media2000.ru)
  4. English: тренажер словарного запаса. Производитель: Digital Publishing (www.digitalpublishing)
  5. Учим английский язык. Производитель: Topics Entertainment
  6. Учим английский язык. Производитель: Акелла (www.akella.com)
  7. Языковой мост. Тренажер английского языка. Производитель: Равновесие (www.ravnovesie.com)
  8. TriplrPlay Plus! English. 3 в 1 – Английский, французский, немецкий. Производитель: Xsoft
  9. Баба-Яга за тридевять земель. Начинаем изучать английский. Производитель: МедиаХауз (www.mediahouse.ru)
  10. Английский – путь к совершенству – 2. Начальный уровень. Производитель: МедиаХауз
  11. Английский – путь к совершенству – 2. Средний уровень. Производитель: МедиаХауз
  12. Английский – путь к совершенству – 2. Продвинутый уровень. Производитель: МедиаХауз
  13. Профессор Хиггинс. Английский без акцента! Производитель: 1С и IstraSoft
  14. Way Ahead (1,2,3,6). Производитель: Макмиллан (www.macmillan.com)
  15. Macmillan English Dictionary for Advanced Learners. Производитель: Макмиллан
  16. Репетитор по английскому языку Кирилла и Мефодия. Производитель ООО «Кирилл и Мефодий», 2005-2006г.г.
  17. Английский с Винни Пухом. Производитель: не указан
  18. Английский – Базовый курс. Производитель: ЭксФорс

Английский язык

примерные темы уроков и компьютерные программы, используемые при их изучении (возможно с применением интерактивной доски Panaboard Panasonic)

Тема

Программа

Классы

Грамматика

1. 

Употребление форм глагола to be (am, is, are)

 

3, 4

2. 

Указательные местоимения

 

3, 4

3. 

Притяжательный падеж

 

3, 4, 5

4. 

Употребление предлогов места и направления

Учим английский язык (диск 1)

TriplePlayPlus English

3, 4, 5,

6, 7

5. 

Употребление вспомогательного глагола do/does

 

3, 4

6. 

Порядок слов в предложениях

Занимательный АЯ

Баба-Яга за тридевять земель

Профессор Хиггинс

3, 4, 5, 6

7, 9,11

7. 

Числительные

TriplePlayPlus English

Учим английский язык (диск 1)

3, 4, 5, 6

7

8. 

Время, даты, дни недели, месяцы

Дракоша и занимательный АЯ Учим английский язык (диск 1)

3, 4

 

9. 

Отработка употребления английских грамматических времен (Simple, Continuous, Perfect)

Занимательный АЯ

Баба-Яга за тридевять земель

Профессор Хиггинс

АЯ-путь к совершенству 1

TriplePlayPlus English

3, 4, 5, 6

7, 9, 11

10. 

Словообразование (префиксы)

 

5, 6

11. 

Употребление модальных глаголов must, may, can, should

Баба-Яга за тридевять земель

3, 4, 5

12. 

Употребление неопределенных местоимений some/any/no и их производных

 

4, 5, 6

13. 

Употребление степеней сравнения прилагательных

TriplePlayPlus English

3, 4, 5, 6

Отработка лексики по темам

14. 

Цвета

Дракоша и занимательный АЯ

 

2, 3, 4, 5

15. 

Люди и животные (части тела, внешность, члены семьи, профессии, действия)

Занимательный АЯ

Баба-Яга за тридевять земель

АЯ-путь к совершенству 1

TriplePlayPlus English

Учим английский язык (диск 1-2)

3, 4, 5, 6, 7, 9, 11

16. 

Продукты питания

 

TriplePlayPlus English

Учим английский язык (диск 1)

3, 4, 5, 6

17. 

Одежда

TriplePlayPlus English

Учим английский язык (диск 1-2)

3, 4, 5, 6, 7, 9

18. 

Жилье человека

TriplePlayPlus English

Учим английский язык (диск 1-2)

АЯ - путь к совершенству - 1

 

19. 

Город

TriplePlayPlus English

Учим английский язык (диск 1-2)

4, 5, 6, 7, 9

Чтение на понимание

20. 

Мир вокруг нас (природа, животные, страны, города, семья и т.п.)

 

3, 4, 5

21. 

Тексты различной тематики

Репетитор по АЯ

Путь к совершенству 1-2

9, 11

Аудирование

22. 

Песни

 

3, 4

23. 

Природа, животные

 

3, 5, 6

24. 

Города, страны (на улице, в магазине, в парке, в ресторане, на пляже и т.п.)

TriplePlayPlus English

Учим английский язык (диск 1-2)

Путь к совершенству 1-2

4, 5, 6

7, 9, 11

25. 

Тексты различной тематики

Репетитор по АЯ

9, 11

Категория: Доклады, выступления | Добавил: Asio
Просмотров: 529 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]