Главная » Файлы » Учебно-методическая часть » Доклады, выступления |
19.04.2018, 22:44 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ПЕДТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ (заседание ШМО, 2017-2018 учебный год) В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:
То есть, можно сказать, что педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого и ее можно представить следующей формулой:
Следовательно, можно сказать, что все компоненты коммуникативных педагогической технологии должны быть направлены на формирование коммуникативных навыков учащихся на иностранном языке, то есть, формирование их коммуникативной компетенции. В основе коммуникативной компетенции лежат коммуникативные умения, сформированные на базе языковых знаний и навыков, а также лингвострановедческих и страноведческих знаний. Также учитываются и другие составляющие: - лингвистическая компетенция - знание лексики, грамматики и фонетики языка и умение использовать их в языковом контексте устно и письменно; - социолингвистическая компетенция - способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения; - социокультурная компетенция - знание учащимися национально-культурных особенностей стран изучаемого иностранного языка, правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях и умение осуществлять свое речевое поведение в соответствии с этими знаниями; - дискурсивная (прогматическая) компетенция – это способность пользоваться нормами речи для построения собственного высказывания, логичного по форме и содержанию; - стратегическая компетенция предполагает способность отбирать и использовать наиболее эффективные стратегии для решения разных коммуникативных задач. Таким образом, особенность предмета 'иностранный язык' состоит в том, что целью обучения является не столько знание о самом предмете, т.е. о языке (языковая компетенция), сколько выработка определенных навыков и умений разных видов речевой деятельности. Данная структура коммуникативной компетенции наилучшим образом отражает основную цель обучения иностранным языкам – обучение свободному общению на языке и для достижения наиболее эффективных результатов при обучении ИЯ можно использовать таксономию Б. Блума. Согласно теории Блума существует шесть уровней познания, последовательное и целенаправленное развитие которых позволяет достичь учащимися наиболее высоких результатов обучения. Успешность достижения конечного педагогического результата зависит от успешного усвоения учеником каждого этапа уровня. Основываясь на таксономии Блума учитель может действительно управлять учебным процессом по формированию коммуникативной компетенции учащихся, отслеживая процесс движения каждого ученика. Таксономия Блума позволяет:
Таблица классификации знаний по Блуму:
В своем примере использования таксономии Блума, основной упор делается на формирование лингвистической компетенции. Тема «Еда и магазины», 5 класс
В следующем примере основной упор сделан на формирование социокультурной компетенции, позволяющей сбалансировать явления культуры собственного народа и народа изучаемого языка и социолингвистической компетенции, включающей в себя знания лексических единиц страноведческого характера и умение их применять в ситуациях общения, владеть национальными моделями поведения. Тема «Праздники. Пасха», 6 класс
Говоря о коммуникативных педтехнологиях, хотелось бы еще упомянуть одну из новых педтехнологий - «Критическое мышление». Эта технология сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, а также и на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. С другой стороны, данная технология требует наличия у учащихся хороших сформированных Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Основные параметры «Критического мышления», наполняющие содержанием и определяющие цели образования, это восприятие современного мира целостно, познание мира во взаимодействии всех его сторон и себя в этом мире, открытость личности по отношению к новому, умение видеть альтернативные пути решения проблемы, преодоление стереотипов. Мыследеятельный подход в обучении также находит свою реализацию в данной технологии и обеспечивает реализацию воспитывающих и обучающих целей. Это технология формирует умение обосновывать предпочтение одной идеи другой, решать сложные проблемы, аргументировано вести спор. Основными этапами урока при использовании технологии «Критическое мышление» являются этап вызова, осмысления, рефлексии. ВЫЗОВ. На стадии вызова с помощью различных приемов (индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; прогнозирование содержания; проблемные вопросы и т.д.) учащиеся рассказываются своими словами о том, что они знают по поставленному вопросу всему классу. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания, так, чтобы они стали базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации. ОСМЫСЛЕНИЕ. На стадии осмысления учащиеся знакомятся с новой информацией или идеями, читая текст, просматривая фильм, прослушивая лекции, при этом он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Затем каждому предоставляется возможность сделать самоанализ своих действий, а именно высказаться о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот, сбило его с толку. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходит в других формах работы. В групповой работе должны присутствовать два элемента - индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. РЕФЛЕКСИЯ. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища и аргументировано защищать свое мнение. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений, и таким образом, формирует навыки критического мышления, а также и личность, способную к непрерывному обучению, самообразованию. Технология дает ученику:
Технология дает учителю:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Доклады, выступления | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 505 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |