Главная » Файлы » Учебно-методическая часть » Доклады, выступления

Формирование Коммуникативной компетенции через ИКТ
31.03.2019, 23:10

Формирование коммуникативной компетенции на основе использования информационных технологий

(заседание ШМО, 2018-2019 учебный год)

Введение

Развитие российского общества на современном этапе ставит перед школой задачу сделать учебный процесс значимым для учащихся, представляющим непосредственный, жизненно важный интерес, и выдвигает новые требования к личности выпускника школы, в первую очередь, с позиции социализации и высокого уровня культуры. В свою очередь, высокий уровень культуры немыслим без высокого уровня культуры речи.

Именно поэтому, одним из наиболее актуальных вопросов современной методики преподавания в целом, и, в частности, иностранных языков, является формирование, так называемой, коммуникативной компетенции, которая складывается, прежде всего, из знаний языка и способов взаимодействия с окружающими, навыков работы в группе и владения различными социальными ролями.

Не секрет, что усвоение языка происходит успешнее, если его изучение органически связано с задачами речевого общения, если созданы условия, при которых учащиеся успешно овладевают необходимыми речевыми навыками. К таким условиям можно отнести формирование потребности, мотивации в общении, и обучение различным видам речевой деятельности.

Другим, не менее важным и актуальным вопросом современной методики преподавания, является использование в образовательном процессе информационных технологий. Действительно, в современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению и тому есть простое объяснение - применение информационных технологий способствует совершенствованию практических умений и навыков учащихся, позволяет эффективно организовать их самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения. Кроме того, и это немаловажно, информационные технологии способны повысить интерес школьников не только к изучению отдельного предмета, но и к процессу образования в целом, а также активизировать их познавательную деятельность и подтолкнуть к творческой.

Исходя из вышесказанного, несложно сделать определенный вывод – применение информационных технологий в полной мере может способствовать формированию коммуникативной компетенции при изучении иностранных языков.

Действительно, если говорить о преподавании иностранного языка, в данном случае английского, одной из основных проблем будет отсутствие у учащихся мотивации. Связано это с тем, что ребята, во-первых, не видят реальной возможности применения получаемым знаниям или просто не имеют возможности применить их на практике, например, в силу отдаленности населенного пункта или финансовых затруднений семьи. Во-вторых, по разным причинам, не всегда, в рамках традиционного урока, учитель может предоставить всем учащимся возможность самостоятельно выполнить те или иные речевые действия, из которых, в определенной степени, и складывается полноценная языковая коммуникативная компетенция.

Столкнувшись с данной проблемой в своей педагогической деятельности, я попробовала решить ее при помощи применения на уроках информационных технологий. Первоначально, я старалась включить в процесс обучения различные готовые компьютерные обучающие программы. Результат не заставил себя ждать – независимо от возраста, ребята всегда с интересом и огромным желанием выполняли задания, особенно, если они представлялись в красочной, игровой форме, и превосходно усваивали изучаемый материал. Однако применения готовых программ имеет свои недостатки. Например, невозможность адаптировать материал программы под конкретную группу учащихся, что в корне противоречит принципу индивидуализации, или недостаточное, для успешного усвоения темы, количество заданий. Поиск устранения подобных недостатков натолкнул на идею создания собственных разработок при помощи широко известной и применяемой в образовательной среде программы Microsoft Power Point.

С уверенностью могу сказать, что создание и применение собственных разработок в значительной степени повысили мотивацию школьников к изучению английского языка и дало более положительные результаты. Прежде всего, потому, что при создании таких компьютерных разработок, всегда есть возможность реализовать не только принципы наглядности и доступности излагаемого материала, но и принципы дифференциации и индивидуализации обучения, через учет конкретных особенностей учащихся, для которых они создаются, и, следовательно, в значительной степени способствует формированию необходимых коммуникативных навыков.

 

Коммуникативная компетенция и информационные технологии

Чтобы понять, почему, работая добросовестно, учитель не всегда добивается желаемых результатов, ему необходимо четко представлять, что конкретно он ожидает от своих учеников, какие трудности при этом они могут испытывать и то, какие методы и технологии способны максимально облегчить им восприятие и усвоение изучаемого материала.

Так, говоря о том, чего же мы, преподаватели иностранного языка, хотим добиться от своих учеников, следует указать, прежде всего, специфику предмета, а именно – его цель, которая заключается в формировании коммуникативной компетенции. Что же входит в это понятие?

Согласно словарю русского языка, компетенция – это круг деятельности, та область вопросов, в которой человек хорошо осведомлен (Словарь русского языка, 1982).

С точки зрения иностранного языка, такая область вопросов будет достаточно обширна, учитывая количество компонентов данного вида компетенции. Существует несколько классификаций коммуникативных компетенций, но мне бы хотелось остановиться на классификации, предложенной И.Л. Бим, которая легла в основу Программы по иностранным языкам для общеобразовательных учреждений.

Так, коммуникативная компетенция включает в себя:

  • лингвистическую компетенцию (в том числе социолингвистическую), то есть владение языковыми средствами, процессом порождения и распознавания текста;
  • тематическая компетенция (владение экстралингвистической информацией, в том числе страноведческой;
  • социокультурная компетенция (поведенческая, в том числе этикетная, знание социокультурного контекста);
  • компенсаторная компетенция (умение добиваться взаимопонимания, выйти из затруднительного в языковом отношении положения);
  • учебная компетенция (умение учиться).

Другими словами, целью обучения ИЯ является не столько формирование знания о языке, сколько выработка определенных навыков и умений в различных видах речевой деятельности. Эта особенность предмета, к сожалению, зачастую и становится камнем преткновения в учебном процессе, поскольку для того, чтобы выработать у учащихся определенные навыки и умения необходимо предоставить им возможность самостоятельно выполнить требуемое речевое действие, будь то говорение, чтение, аудирование, письмо или выполнение лексико-грамматических упражнений.

У каждого учителя есть свои способы решения подобных проблем. Однако учитывая повсеместное распространение информационных технологий, а именно применение в учебном процессе компьютеров и сети Интернет, можно утверждать, что, для решения подобных коммуникативных проблем их применение будет как нельзя более уместным.

Многие специалисты по образованию высказывают положительное мнение о перспективе использования ИТ в учебной деятельности, считая, что они отвечают признакам развивающего обучения и помогают решить такие задачи, как осознание языковых явлений, формирование лингвистических способностей (в языковых и речевых упражнениях), автоматизация языковых и речевых  действий и создание ситуаций общения.

Со своей стороны, и исходя из собственного опыта применения на уроках готовых компьютерных программ, хотелось бы подробнее рассмотреть некоторые преимущества. Так, определенными плюсами можно считать то, что:

  1. Применение ИТ превосходно реализует принцип наглядности и, в значительной степени, способно облегчить работу учителя, «оживить» учебный процесс, благодаря широким мультимедийным возможностям (отображение красочно оформленного печатного текста, фотографий и картинок, как статичных, так и анимационных, воспроизведение аудио- и видеофрагментов).
  2. В свою очередь, мультимедийные возможности компьютера помогают учителю разрешить и такую психолого-педагогическую проблему, как обучение учащихся с различными каналами восприятия (аудиалов, визуалов и кинестетиков) – не секрет, что традиционное обучение, как правило, не учитывает такой особенности учащихся. 
  3. ИТ по своей сути достаточно гибки. Во-первых, их подключение к образовательному процессу возможно практически на любом этапе обучения, поскольку они способны решить целый ряд учебных задач (способствовать отработке произношения, формированию и развитию навыков чтения, аудирования, говорения и письменной речи, отработке лексико-грамматический материала, пополнению словарного запаса и т.п.). Во-вторых, они могут быть использованы не только во время уроков, но и в самостоятельной или внеурочной работе школьников, что позволяет компенсировать возможные недостатки учебного процесса. Главное, чтобы компьютер не вытеснил «живого» общения с учителем.
  4. Применение ИТ эффективно при организации самостоятельной работы школьников, тестирования и контроля усвоения ими изучаемого материала. Поскольку компьютер дает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся, такой способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
  5. Как говорилось выше, ведущим компонентом содержания обучения иностранного языка является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму, и применение обучающих компьютерных программ является, своего рода, тренажером, с помощью которого создаются необходимые, для усвоения материала и отработки навыков условия. Компьютер, в данном случае, идеально подходит для того, чтобы смоделировать виртуальные или игровые ситуации, побуждающие учащихся применять на практике получаемые знания, а также дает возможность проделать задание необходимое для благополучного усвоения количество раз и позволяет школьнику работать именно в том, режиме к которому он привык.
  6. Изучение ИЯ само по себе является превосходной основой для реализации межпредметных связей (с русским языком, литературой, географией, историей, МХК), и применение ИТ способно не только наглядно продемонстрировать их наличие, но и расширить их и закрепить в сознании ученика.
  7. Учитывая устойчивый интерес детей к компьютерным технологиям, использование ИТ может положительно повлиять на их отношении и к отдельному предмету и, даже, к процессу обучения в целом.
  8. Даже фрагментарное использование ИТ способно дать лучшие результаты.

Наряду с теми учебными задачами, которые решает компьютерные программы, немаловажным моментом является и применение сети Интернет, который тоже обладает положительными возможностями и  предлагает свои полезные ресурсы и услуги.

Так, используя ресурсы сети Интернета, можно их интегрировать в продуктивную учебную деятельность для более эффективного решения целого ряда учебных задач:

1) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

2) совершенствовать умения аудирования  на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;

3) совершенствовать умения  монологической и диалогической высказываний на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;

4) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составлять ответы партнёров, участвовать в подготовке рефератов, сочинений;

5) пополнять свой словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного ИЯ, отражающего определённый этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;

6) знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения разных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций изучаемого языка;

7) формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на занятиях на основе систематического использования “ живых “ материалов, так как в Интернете всегда представлена постоянно обновляющаяся, свежая информация. 

Все  вышеперечисленные достоинства ИТ в той или иной степени помогают решить основную задачу языкового образования, а именно - формирование у обучающихся иноязычной  коммуникативной компетенции в изучении иностранного языка и культуры.

Однако, несомненно, применение компьютерных технологий имеет не только преимущества, но и недостатки. Так, в отношении недостатков, следует отметить следующее:

  1. Применение компьютерных технологий всегда требует наличия соответствующей технической базы (компьютерный класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска, программное обеспечение и т.п.), а также разработки учебных программ с учетом проведения таких уроков и согласования расписания уроков, если кабинет английского языка не оборудован необходимыми техническими средствами.
  2. Прежде чем использовать ту или иную программу, от учителя нередко требуется проработать ее самому. Во-первых, чтобы знать какой конкретно материал содержит программа и на каких учащихся он рассчитан. Во-вторых, чтобы знать о возможных проблемах, которые могут возникнуть при работе с ней, (проблемы с запуском, технические недоработки или же явные ошибки в переводе слов, лексико-грамматических упражнениях, произношении и т.п.). Сам по себе это занятие, требующее время и при большой загруженности учителя – проблематично.
  3. Как правило, готовые компьютерные программы не имеют достаточного количества вариантов  заданий, чтобы как следует отработать тот или иной навык или же вовсе не предлагают заданий на необходимую тему, ограничиваясь лишь теорией.
  4. Невозможность адаптировать (изменить или дополнить) материал программы под конкретную группу учащихся, работа строго по предложенному алгоритму разработчиков.

Последние два недостатка, по своей сути, идут вразрез с одним из основных принципов, которых я стараюсь придерживаться в своей деятельности - применение индивидуального подхода, и именно они натолкнули меня на мысль о создании собственных разработок с помощью приложения Microsoft Power Point.

Выбор данного приложения обусловлен доступностью – оно входит в набор стандартных офисных программ любого компьютера, а назначение таких разработок может быть различным в зависимости от поставленных целей. Кроме того, как любую компьютерную программу, такие разработки можно вводить в учебный процесс на всех ступенях обучения и на любом этапе, например, для введения новой лексики или грамматического материала, для повторения, отработки и даже контроля изученного лексико-грамматического материала. Кроме того, такие компьютерные презентации позволяют не только адаптировать учебный материал под особенности учащихся, с которыми работает учитель, но и, по необходимости и в короткие сроки, внести изменения, дополнения или сокращения.

Крайне важным моментом, также считаю и то, что к созданию таких разработок можно привлекать самих учащихся – такое сотрудничество позволяет выстраивать качественно новые отношения между учеником и учителем, позволяет учителю взглянуть на решаемые проблемы глазами ребенка, а ученику приобрести ценный опыт работы не столько с «преподавателем», сколько с «партнером».

В качестве примера использования информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции предлагаю методическую разработку урока по теме «Экология. Это зависит от нас», 8 класс.

Особенностью предложенного урока является использование речевых опор. Смысл технологии работы с ними в том, чтобы, не представляя обучающимся готового текста развернутого сообщения, стимулировать их самостоятельные высказывания и таким образом в процессе моделирования новых учебных условно-речевых ситуаций закрепить в их речи тематическую лексику УМК, превращая ее в лексику активную, значительно расширяя и обогащая индивидуальный словарь каждого школьника. Важным аспектом применения таких опор считаю то, что материалы для иноязычной коммуникации обучающихся представлены в нужном, для сообщения порядке, что позволяет учащимся легко сохранять логику сюжетной канвы высказывания, а также и то, что сами по себе, речевые опоры являются дополнительным источником информации по обсуждаемой проблеме - школьники могут пока и не владеть ею в полной мере, но, зная строгие механизмы построения английских предложений, явлений английской грамматики, уже способны интерпретировать все на английском языке и совершенствовать свои умения и навыки устной речи. Все это предопределяет серьезную необходимость задействовать все речемыслительные процессы школьников, способствующие не «слепому» проговариванию, а осознанному выражению мысли широкими возможностями нового средства общения, и, следовательно, будут способствовать формированию лингвистической коммуникативной компетенции.

Заключение

Использование компьютерных технологий, имеет целый ряд преимуществ, особенно положительно сказывающихся на формировании коммуникативной компетенции и мотивации учащихся. Компьютер становится неотъемлемой частью образовательного процесса и учителю следует учитывать это, планируя свою работу и нацеливаясь на получение положительных результатов. Кроме того, в случае, если учитель умеет использовать в своей работе не только готовые обучающие программы, но и создавать свои собственные разработки, шансы на получение этих самых положительных результатов, как показывает практика, существенно увеличиваются.

Тем не менее, следует помнить, что компьютер никогда не сможет заменить живого общения или дать четкие объяснения темы, подобно учителю – доступно, эмоционально, с пояснениями и, возможно, с юмором. Компьютер - всего лишь инструмент, который помогает учителю решать учебные задачи, экономит силы и время при подборе или создании наглядного материала, а также несет в себе огромный мотивационный потенциал.

Список литературы

  1. Верисокин Ю.И. Английский язык: Развитие коммуникативной компетенции. Использование речевых опор. Волгоград: Учитель. 2009. – С. 3-8.
  2. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. СПб,  2001. – 76 с.
  3. Максимова Е.Б. Формирование коммуникативных компетенций студентов вуза. http://www.mgopu.ru/DOWNLOAD/MaksimovaE.B.doc
  4. Новые информационные технологии в обучении английскому языку: Учебное пособие. Ставрополь, 2000.
  5. Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования. Английский язык. //Английский язык в школе. Обнинск, 2004. - №4(8). – С. 19-21.
  6. Филиппов М.А. Использование ресурсов Internet в обучении английскому языку//. Вопросы Интернет Образования, 2005 - № 1
  7. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб.: Питер. 2004. – 64 с.
Категория: Доклады, выступления | Добавил: Asio
Просмотров: 329 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]