Главная » Файлы » Учебно-методическая часть » Доклады, выступления

ИНФОКОМИТЕХ-2015 (статья)
23.11.2015, 10:04

Межрегиональная научно-практическая конференция "ИНФОКОМИТЕХ - 2015"

Использование дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку детей с ОВЗ через персональный сайт учителя

Применение дистанционного обучения впервые было использовано в Европе еще в конце 18 века, а в России – в конце 19, когда почтовая связь стала регулярной и доступной: именно через почту учащиеся получали учебные материалы и переписывались с преподавателями. С тех пор изменилось средство передачи учебной информации, мы стали использовать компьютер и сеть Интернет, что, несомненно, в значительной степени расширило возможности и улучшило качество дистанционного образования, но суть его осталась той же – опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагогов, и современные информационные технологии, при этом, стали основой этого взаимодействия.

Действительно, дистанционные образовательные технологии предоставляют огромные возможности и тем, кто учит, и тем, кто учиться – возможность раздвинуть временные рамки, возможность преодолеть расстояние или языковой барьер. Но главным преимуществом, пожалуй, является возможность индивидуализировать процесс обучения, что особенно важно при организации работы с учащимися, имеющими медицинские предписания к созданию особых условий обучения, а это, в свою очередь, является одной из приоритетных задач образования в нашей стране в настоящее время.

Несмотря на то, что на данный момент в России уже функционируют несколько аккредитованных дистанционных школ, которые также занимаются и разработкой ресурсов и систем ДО детей-инвалидов, в подавляющем большинстве педагоги обычных общеобразовательных школ самостоятельно выстраивают работу с обучающимися данной категории, используя различные средства сети Интернет.

Данная статья – это попытка обобщить опыт работы учителя по обучению детей с ОВЗ английскому языку через персональный сайт.

В 7 классе, где автор преподает английский язык, таких учеников двое – Софья (обучается в гимназии с 2012-2013 учебного года) и Семен (обучается в гимназии с 1 класса). Степень заболеваний у обоих учеников достаточно высока и требует постоянного медицинского вмешательства, что, в свою очередь, не позволяет им регулярно посещать школу. При этом каждый из ребят имеет повышенный уровень мотивации и заинтересованности к изучению английского языка.

Так, после собеседования с родителями учащихся и самими учащимися, учитывая индивидуальные особенности обоих учеников и ситуации в целом, работа с ними выстраивается в двух формах: очной и заочной.

 Очное обучение ребят проводится в обычном режиме, когда они имеют возможность присутствовать на уроках. При этом зачастую ребята работают по индивидуальным заданиям, что позволяет им не только работать в собственном темпе, но и лучше понять изучаемый материал. Однако при выполнении коммуникативных заданий ребята работают вместе с классом.

Заочная или дистанционная форма обучения осуществляется в случаях, когда у ребят нет возможности присутствовать в школе. По обоюдной договоренности родителей, учащихся и учителя, в такие периоды ребята изучают лексико-грамматические материалы самостоятельно, по предлагаемым учителем планам или модулям.

В начале учебного года ребята получают тематический план, составленный на основе изучаемого программного материала.

Таблица 1.

Пример тематического плана по английскому языку

Тематический план по английскому языку, 6 класс

(УМК English VI, Афанасьева О.В., Михеева И.В.)

Наименование разделов, тем

Грамматические темы для обязательного изучения

Грамматические темы для обязательного повторения

Грамматические темы для ознакомительного изучения

1

Погода, Климат, Мир природы, Человек и природный мир

Дополнительные темы для изучения:

Путешествия. Летние каникулы. Свободное время

Настоящее и прошедшее простое

Прошедшее простое и настоящее совершенное

Страдательный залог

Местоимения

Неправильные глаголы

Глагол to be, to have

Простые времена

Настоящее совершенное

Настоящее совершенное длительное

2

Экологические проблемы…

Страдательный залог с модальными глаголами…

Модальные глаголы…

Выражения согласия…

 

В плане четко указаны темы, обязательные для прохождения, темы, которые можно изучить ознакомительно и темы, обязательные для повторения. В течение учебного года в данный план могут вноситься коррективы, в зависимости от запросов ребят или затруднений, с которыми они сталкиваться в процессе изучения того или иного материала, что случается достаточно часто ввиду его сложности (английский язык в гимназии преподается на углубленном уровне).

Поскольку ребята не имеют противопоказаний к работе с компьютером, модули с заданиями по темам, указанным в плане, размещаются на персональном сайте учителя или отправляются по электронной почте. Это позволяет ребятам работать по ним в домашней обстановке, в удобное для них время и в свободном темпе, неограниченном временными рамками.

Следует отметить, что персональный сайт учителя (URL:http://let.ucoz.ru/) создан через бесплатный конструктор сайтов uCoz и его возможности вполне соответствуют образовательным целям. Основными из них можно назвать следующие:

  • представление учебного материал в текстовой и табличной формах;
  • размещение мультимедийных материалов (фото, видео, аудио, флэш-презентаций, онлайн кроссвордов и т.п.);
  • создание тестов;
  • создание каталога файлов или сайтов;
  • система личных сообщений, почтовой формы, комментариев и мини-чат, наличие форума.

Все это помогает не только разнообразить способы подачи учебного материала, но и разместить задания для оценки и контроля усвоенного материала, быстро ответить на возникший вопрос или обсудить ту или иную проблему, к примеру.

Говоря о модулях, каждый из них размещается в разделе сайта «Уголок ученика» - «Модули, лекции», имеет четкую структуру и включает в себя:

- цели и задачи к изучаемой теме (темам);

- задания для входного контроля или выявления проблемных зон, по смежным темам или если тема изучалась ранее;

- теоретический материал для самостоятельного изучения и задания на его отработку;

- задания для детальной отработки изучаемого материала и его закрепления (практикумы);

- контрольные задания для определения степени усвоения изученного материал;

- критерии оценки выполненной работы и рекомендации.

Каждый модуль содержит избыточное количество заданий, с тем, чтобы ребята имели возможность самостоятельно регулировать процесс изучения темы, самостоятельно выбирать задания для выполнения.

Задания для модулей подбираются из различных учебных пособий соответствующих языковому уровню и возрасту учащихся и выстраиваются по принципу «от простого к сложному». Также используются материалы Единой коллекции ЦОР, Федерального центра информационно-образовательных ресурсов и ресурсов сети Интернет в целом (онлайн тесты, образовательные игры, дополнительные материалы по теории и практике, обучающие видео на английском языке). Это позволяет, во-первых, разнообразить формат и вид выполняемых заданий, а порой и значительно упростить его, сделать более доступным для восприятия. Во-вторых, использование видео или аудио материалов, способствует развитию навыка аудирования, чтения и говорения, что важно, при самостоятельных занятиях. В-третьих, это позволяет ребятам быстро получить оценку своим знаниям, выявить степень усвоения материала и быстро изменить траекторию его изучения, например, уделив больше внимания выявленным проблемным зонам. (пример модуля)

Выбор элементов технологии модульного обучения, при которой учащиеся работают с учебной программой, составленной из модулей, не случаен. Цель модульного обучения заключается в «создании условий выбора для овладения содержанием образовательных программ в разной последовательности, разном объеме и темпе через отдельные и независимые учебные модули с учетом индивидуальных интересов и возможностей субъектов образовательного процесса» [2]. Следовательно, модульное обучение, как и дистанционное образование, способствуют индивидуализации процесса обучения, позволяя учащимся выбирать уровень заданий, увеличивать самостоятельность работы, активизируя, при этом их познавательную деятельности. Более того, содержание обучения, представленное в законченных самостоятельных комплексах, или модулях, легко может быть перенесено в компьютерную среду обучения.

Однако живое общение учителя с учениками ни в коем случае не упраздняется при такой траектории обучения. Учебные консультации обязательно проводятся, поскольку материал по предмету изучается на углубленном уровне. В тех случаях, когда ребята не имеют возможности присутствовать в школе, консультирование по изучаемым темам в основном проводятся в режиме онлайн через программу Skype, а также, как уже отмечалось ранее, через систему личных сообщений персонального сайта педагога или мини-чат.

Важно и то, что помимо учебной деятельности, ребята активно вовлекаются и во внеурочную деятельность: выполняют электронные проекты (размещены на сайте педагога в разделе «Работы учащихся», URL: http://let.ucoz.ru/load/raboty_uchashhikhsja/8), принимают активное участие в предметных дистанционных и заочных олимпиадах и конкурсах по английскому языку на разных уровнях, занимают призовые места. Так, в текущем учебном году Софья Л. стала победителем школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку (приказ УпрО от 09.11.2015 №1605 «Об утверждении списка участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2015/2016 учебном году») и приняла участие уже и в муниципальном туре олимпиады. В прошлом году, Софья стала победителем Всероссийской дистанционной олимпиады «ФГОСтест» по Республике и по стране, а по итогам участия в различных заочных конкурсах, она была номинирована на Малую Нобелевскую премию. В текущем учебном году, Софье присуждена стипендия руководителя администрации МО ГО «Воркута» как одаренному ребенку (URL: http://gymn3-vorkuta.ucoz.ru/index/0-163).

Подводя итог,  хотелось бы выразить мнение, что проводимая работа с детьми, имеющими медицинские показания к созданию особых условий обучения, дает положительные результаты. Прежде всего, связываю это с систематичностью составляемых модулей, четкой формулировкой их целей и задач, тщательному отбору материала, а также тесному сотрудничеству с родителями учеников и педагогом-психологом гимназии. Учащиеся не только не снижают темпа изучения английского языка как предмета, но и улучшают свои результаты, что подтверждается также и результатами участия ребят во внеурочных мероприятиях.

 

Список литературы и источников:

  1. Л.И.  Акатов // Социальная  реабилитация  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья.  Психологические  основы:  учеб.  пособие. – М.:  Владос,  2003.  368  с.
  2. Л. А. Баянова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 107-109.
  3. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. 432 с
  4. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. // Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография. – М.: Новая школа, 2001. 352 с.
  5. Калинина, А.И. Дистанционное обучение как часть системы непрерывного образования и роль самообразования в дистанционном обучении / А.И. Калинина //Вестник МУ. Педагогическое образование : журнал. — 2014 .— № 1 .— С. 100-105.
  6. Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии/Современная гуманитарная академия [М.], 2014–2015. URL:  http://www.muh.ru/teaching/teaching_dot.php (дата обращения: 20.11.2015)
  7. Дистанционное обучение/Материал из Википедии – свободной энциклопедии, 17.07.2014. URL:  https://ru.wikipedia.org/wiki/Дистанционное_обучение (дата обращения: 21.11.2015)
Категория: Доклады, выступления | Добавил: Asio
Просмотров: 436 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]