Главная » Файлы » Учебно-методическая часть » К уроку

Интерактивные тренажеры как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции на разных этапах обучения английскому языку
14.12.2022, 20:59

Интерактивные тренажеры как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции на разных этапах обучения английскому языку

Аннотация: Данная конкурсная работа демонстрирует возможности авторских интерактивных тренажеров, созданных в стандартной офисной программе MS PowerPoint для формирования, совершенствования или контроля сформированности навыков иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на различных этапах обучения английскому языку

Ключевые слова: интерактивный тренажер; PowerPoint, современные средства обучения английскому языку; ЭОР.

 

Основной задачей изучения любого иностранного языка в школе является формирование и развитие у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. Так, языковая компетенция включает в себя овладение фонематическими, орфографическими, лексическими, грамматическими средствами и, как правило, требует наибольшего количества учебного времени для формирования и отработки. Более того, зачастую именно при формировании языковых навыков на разных этапах обучения у учащихся возникает больше всего затруднений - учащимся требуется не только больше примеров использования в речи того или иного лексико-грамматического явления, но и, соответственно, больше упражнений и времени для закрепления изучаемого материала. Однако, к сожалению, далеко не всегда у учителя есть такая возможность, поскольку базовая образовательная программа, к примеру, ограничивает изучение тем всего 2-3 учебными часами, которых оказывается совершенно недостаточно.

Одним из возможных способов решения обозначенных проблем при формировании языковой компетенции, бесспорно, является использование в процессе обучения цифровых или электронных ресурсов, но таких, которые позволяют:

- доступно и наглядно продемонстрировать ситуации употребления тех или иных лексико-грамматических явлений;

- сделать процесс объяснения увлекательным и живым, дать возможность ученикам быть активными на уроке;

- решить проблему дефицита времени и повысить производительность урока в целом;

- дифференцировать процесс обучения через учет потребностей и возможностей конкретной группы учащихся;

- быстро проанализировать действия учащихся, степень усвоения материала или выявить элементы темы, вызывающие у учащихся наибольшие затруднения.

На мой взгляд, наиболее отвечающим данным требованиям электронным ресурсом является интерактивный тренажер – программа, призванная формировать, совершенствовать и оценивать необходимые навыки и умения обучающихся. Должна отметить, что я активно и систематически использую такие тренажеры в своей педагогической практике. Более того, несмотря на огромное количество предлагаемых сегодня готовых электронных, цифровых или онлайн ресурсов, я предпочитаю использовать собственные интерактивные тренажеры, созданные при помощи стандартной программы MS PowerPoint.

Причины просты: как показывает практика, далеко не всегда готовые разработанные ресурсы можно использовать в полном объеме с учетом потребностей или возможностей каждой отдельной группы учащихся или отдельных учеников, с которыми работает учитель, чаще всего из предлагаемых материалов подходит лишь несколько заданий. Нередко на порталах вообще нет необходимых материалов для отработки. Так же по-прежнему есть такие категории детей, у которых нет постоянного доступа к сети Интернет и, следовательно, нет возможности постоянного использования онлайн-ресурсов, какими бы эффективными они ни были. Именно по этим причинам, как мне кажется, использование педагогами стандартных программ типа MS PowerPoint для создания собственных электронных образовательных ресурсов до сих пор не потеряло своей актуальности.

О преимуществах использования презентаций MS PowerPoint сказано немало. Ключевыми моментами, конечно же, являются гибкость, доступность, независимость от сети Интернет, простота использования программы и возможность создания интерактивных заданий, которые не только оживят процесс изучения скучных грамматических тем, к примеру, но и дают возможность учителю дополнить или адаптировать готовую разработку в любой момент и для любой группы обучающихся.

Также, благодаря своей гибкости, интерактивные тренажеры могут применяться на разных этапах обучения английскому языку: и при введении нового языкового материала, и при его закреплении или в качестве контрольного материала. Более того, по большому счету, использование интерактивных тренажеров способствует формированию не только языковой компетенции, но и речевой, например, при подготовке учащихся к итоговой аттестации по английскому языку или ВПР, или социокультурной, при подготовке к участию в предметных олимпиадах.

 

Краткое описание интерактивных тренажеров

  1. Интерактивное приложение-тренажер по английскому языку для 2 класса к учебному пособию «Lets read English!» авторов Е.И. Негневицкой, З.Н.Никитенко, М., Логос, 1992. Данный тренажер используется при изучении английского алфавита и обучении чтению по транскрипции. Основные отличия от печатного пособия: добавлено меню выбора урока и заданий для проверки;  добавлены слова для отработки чтения в заключительном разделе; добавлены два интерактивных тренажера «Toy Shop» и «Café”. Цель обоих тренажеров – повторить и закрепить навыки чтения транскрипции изученных слов, изученную лексику по темам «Животные», «Одежда», «Школа», «Мебель», «Еда» и числительные.
  2. Интерактивный тренажер по английскому языку для 2-5 классов «Colours» (Цвета). Данный тренажер предназначен для совершенствования языковых навыков учащихся в говорении, чтении и написании английских слов, контроля знания изученной лексики по темам «Цвета», «Животные», «Еда», «Игрушки», «Одежда». Тренажер содержит инструкцию по использованию, полный перечень использованных ресурсов, игровые задания, позволяющие отработать лексический материал по нескольким темам. Тренажер может быть использован как на этапе введения новой лексики, так и на этапе ее закрепления. Тренажер может быть использован как при работе на компьютере, так и с применением интерактивных досок.
  3. Интерактивный тренажер по английскому языку для 2-6 классов «Using numbers in English» (Числительные в английском). Данный тренажер предназначен для совершенствования языковых навыков учащихся в узнавании, употреблении, чтении, произношении и написании английских количественных числительных от 1 до 100. Тренажер также состоит из нескольких разделов, включающих инструкцию по использованию, полный перечень использованных ресурсов, материал для повторения и заданий на использование числительных в различных бытовых ситуациях. Для работы с тренажером необходимы колонки. Тренажер может быть использован как при работе на компьютере, так и с применением интерактивных досок.
  4. Интерактивный тренажер по английскому языку для 3-5 классов «Prepositions of movement» (Предлоги движения). Данный тренажер предназначен для совершенствования языковых навыков учащихся в употреблении, чтении и написании английских предлогов движения, контроля знаний изученной лексики по теме. Тренажер состоит из нескольких разделов, включающих материалы для повторения (интерактивные плакаты), заданий с элементами игры, а также инструкцию по работе с тренажером и полный перечень использованных ресурсов. Тренажер может быть использован на этапе введения новой лексики по теме (интерактивные плакаты), на этапе закрепления материала (игры) и на этапе контроля (тестовые задания для самостоятельной работы). Для работы с тренажером также необходимы колонки. Тренажер может быть использован как при работе на компьютере, так и с применением интерактивных досок.
  5. Интерактивный тренажер по английскому языку для 7 класса «ВПР-7: устная часть». Данный тренажер предназначен для формирования и совершенствования речевых навыков учащихся при подготовке к устной части ВПР (чтение вслух и описание фотографии). Данный тренажер предлагает 2 варианта заданий. Задания соответствуют демоверсиям устной части ВПР по английскому языку для 7 класса,  предъявляются в заданном порядке. Задания тренажера выполняются с использованием встроенного таймера. Тренажер может быть использован как во время уроков, так и в качестве дополнительного ресурса для самостоятельной работы. Также имеется инструкция по работе с тренажером и полный перечень использованных ресурсов.
  6. Интерактивный тренажер-викторина по английскому языку для 9-11 классов по страноведению «Best Expert on Britain Tournament». Данный тренажер–викторина предназначен для совершенствования или контроля сформированности навыков социокультурной компетенции. Данная викторина-тренажер может быть использована как в качестве дополнительного ресурса для самостоятельной подготовки к олимпиадам по английскому языку, так и для проведения индивидуальных, групповых или командных конкурсов по страноведению в рамках предметных недель. Викторина состоит из нескольких разделов, затрагивающих различные области знаний о Великобритании и других англоязычных странах, а также инструкцию по работе с презентацией-тренажером и полный перечень использованных ресурсов.

 

Представленные интерактивные тренажеры систематически и эффективно используются на уроках английского языка и во внеурочной деятельности  (подготовка к олимпиадам, проведение предметных недель и т.п.). Учащиеся всегда с радостью выполняют задания не только на уроках, но и в качестве самостоятельных работ в периоды дистанционного обучения, при этом уровень усвоения материала достаточно высок. Опыт использования тренажеров неоднократно обобщался и распространялся на различных уровнях – муниципальном (доклады, проведение городского турнира по страноведению в рамках работы профильного лагеря - http://inyaz-vorkuta.ucoz.net/index/profilnyj_lager/0-13) и всероссийском (публикации - http://let.ucoz.ru/index/portfolio_23/0-47), получил много положительных отзывов от коллег, применявших их на своих уроках.

В заключении, хотелось бы еще раз отметить, что создание учебных презентаций является неотъемлемой частью подготовки педагога к уроку. При этом создавая собственный учебный материал, педагог учитывает множество ключевых составляющих, которые обеспечивают индивидуализацию образовательного процесса и позволяют создавать необходимое количество уникальных и гибких заданий, способствующих не только повышению мотивации учащихся к изучению английского языка, но более качественному  усвоению ими учебного материала.

Категория: К уроку | Добавил: Asio
Просмотров: 110 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]