Главная » Файлы » Учебно-методическая часть » Доклады, выступления

Использование коммуникативных педтехнологий
19.04.2018, 22:44

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ПЕДТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

(заседание ШМО, 2017-2018 учебный год)

В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира.

     Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:

  • научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
  • процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
  • деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

То есть, можно сказать, что педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого и ее можно представить следующей формулой:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.

Следовательно, можно сказать, что все компоненты коммуникативных педагогической технологии должны быть направлены на формирование коммуникативных навыков учащихся на иностранном языке, то есть, формирование их коммуникативной компетенции.

В основе коммуникативной компетенции лежат коммуникативные умения, сформированные на базе языковых знаний и навыков, а также лингвострановедческих и страноведческих знаний. Также учитываются и другие составляющие:

- лингвистическая компетенция - знание лексики, грамматики и фонетики языка и умение использовать их в языковом контексте устно и письменно;

- социолингвистическая компетенция - способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения;

- социокультурная компетенция - знание учащимися национально-культурных особенностей стран изучаемого иностранного языка, правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях и умение осуществлять свое речевое поведение в соответствии с этими знаниями;

- дискурсивная (прогматическая) компетенция – это способность пользоваться нормами речи для построения собственного высказывания, логичного по форме и содержанию;

- стратегическая компетенция предполагает способность отбирать и использовать наиболее эффективные стратегии для решения разных коммуникативных задач.

Таким образом, особенность предмета 'иностранный язык' состоит в том, что целью обучения является не столько знание о самом предмете, т.е. о языке (языковая компетенция), сколько выработка определенных навыков и умений разных видов речевой деятельности.

Данная структура коммуникативной компетенции наилучшим образом отражает основную цель обучения иностранным языкам – обучение свободному общению на языке и для достижения наиболее эффективных результатов при обучении ИЯ можно использовать таксономию Б. Блума.

Согласно теории Блума существует шесть уровней познания, последовательное и целенаправленное развитие которых позволяет достичь учащимися наиболее высоких результатов обучения. Успешность достижения конечного педагогического результата зависит от успешного усвоения учеником каждого этапа уровня. Основываясь на таксономии Блума учитель может действительно управлять учебным процессом по формированию коммуникативной компетенции учащихся, отслеживая процесс движения каждого ученика.

Таксономия Блума позволяет:

  • выстроить задания от простых к более сложным, от репродуктивным к продуктивным и
  • выйти на формирование педагогической технологии, которая побудит ребенка двигать себя в саморазвитии к более высокому уровню познания.

 Таблица классификации знаний по Блуму:

Уровни

познания

Характеристика

Ключевые слова

I. Знание

Ученик может запоминать и воспроизводить материал любой сложности

  • Назовите;
  • Повторите;
  • Прочитайте фразу;
  • Инструктируйте…;
  • Напишите формулу…;
  • Перечислите…;
  • В каком году …;
  • Где происходило…

II. Восприятие (понимание)

Ученик усваивает материал и способен к его интерпретации (на уровне образца)

  • Закончите фразу;
  • Что узнали;
  • Объясните;
  • Выполните по аналогии;
  • Преобразуйте;
  • Объясните взаимосвязь.

III. Применение

Ученик владеет материалом, создавая свои высказывания, использует ранее изученный материал в новых условиях

  • Расскажите своими словами;
  • Объясните цель применения;
  • Проверьте предположение;
  • Докажите, что…;
  • Выскажите мнение о…;
  • Гипотезы;
  • Переведите с иностранного языка на русский.

IV. Анализ

Ученик умеет делить целое на части (сформирована система языка), выделять отдельные элементы структуры материала, определять взаимосвязь

  • Классифицируйте;
  • Что является следствием;
  • Сравните;
  • Проанализируйте причины;
  • Задание на структуру (слова, предложение).

V. Синтез

Ученик может объединять части в новое целое

  • Найдите решение;
  • Обобщите;
  • Составьте из элементов;
  • Систематизируйте;
  • Напишите творческое сочинение;
  • Предложите план эксперимента;
  • Найдите альтернативу;
  • Предложите алгоритм;
  • Каковы возможные объяснения.

VI. Оценка

Ученик умеет оценивать качество и знание материала на основе критериев.

  • Оцените логику;
  • Определите (опишите) достоинства  или недостатки материала;
  • Выделите критерии;
  • Соответствует ли…;
  • Насколько верно (сам материал)…

В своем примере использования таксономии Блума, основной упор делается на формирование лингвистической компетенции.

Тема «Еда и магазины», 5 класс

Уровни

познания

Задания

I. Знание

1. Повторение изученной лексики по теме «Еда и магазины», знакомство с новой лексикой (использование наглядности)

а) Давайте вспомним, какие названия продуктов вы знаете.

б) Названия каких продуктов вы не знаете? Давайте выучим новые слова

в) Перечислите ваши любимые продукты - I like…, but I don’t like…

г) Скажите, что бы вы сейчас хотели съесть – I would like to eat …

д) Скажите, где можно купить эти продукты?

2. Вставьте пропущенные буквы в словах, разгадайте puzzle

3. Знакомство с конструкцией a bag of apples, a bottle of milk, a cup of tea, …

II. Восприятие

1. Знакомство с текстом (чтение) «Чай»

а) Найдите фразу или слово в тексте, названия продуктов

*б) Скажите, что вы узнали нового (English people like …, but Russian people like …; Скажите, что вы еще хотите узнать о британцах

2. Прослушайте, как можно вежливо пригласить к столу друга – Would you like some…?, Help yourself.

3. Прослушайте диалог «В магазине»

а) Закончите фразу…

III. Применение

1. Расскажите о своем завтраке, обеде или ужине

2. Расспросите друга, что он любит кушать на завтрак, что бы он хотел сейчас – What would you like to eat? – I would like…, And you?

3. Расскажите другу, где вы покупаете следующие продукты – I buy … in the …

4. Составьте свой диалог по аналогии с предложенным и разыграйте его – Can I help you? Yes, please. I’d like some/a …, Here it is, You are welcome

5. Найдите соответствующий перевод предложений

6. Переведите предложения с английского на русский

7. Придумайте свой puzzle

IV. Анализ

1. Из ряда слов выберете лишнее и объясните, почему – I think it is…, because it is…

2. Найдите обобщающее слово – I think it is …, because … are all …

3. Скажите, с какими еще продуктами можно употреблять слова some/any , а с какими  артикль а/an

4. Из ряда продуктов выберите сначала те, которые употребляются со словом some/any , а потом те, которые употребляются с артиклем а/an

 

V. Синтез

1. Предложите свое меню: на свой день рождения, на день рождения хоббита, мамы, Крокодила Гены и т.д.

2. Восстановите диалоги – «В магазине», «В гостях»

3. Вы – водитель грузовика, у вас есть различные продукты и вам нужно развести их по магазинам. Расскажите своему помощнику, куда и какие продукты вы повезете. – What do we have? We have …, Where do we take …? We take …  to the …

VI. Оценка

1.  Прочитайте, что Незнайка думает о продуктах, согласны вы с ним или нет? – I agree, because …, I disagree, because…

2. Тигре предложили накрыть праздничный стол к чаю. Прочитайте, что он выставил на стол. Все ли правильно? – I think I would take … for tea table

3. Определите, соответствуют ли выражения ситуации общения

В следующем примере основной упор сделан на формирование социокультурной компетенции,  позволяющей сбалансировать явления культуры собственного народа и народа изучаемого языка и социолингвистической компетенции, включающей в себя знания лексических единиц страноведческого характера и умение их применять в ситуациях общения, владеть национальными моделями поведения.

Тема «Праздники. Пасха», 6 класс

Уровни

познания

Задания

I. Знание

1. Мини-соревнование:

а) кто назовет больше английских праздников;

б) назовет праздники, отмечаемые и в России и в Британии;

в) кто назовет персонажей, ассоциирующихся с определенными праздниками в России и Британии

2. Разгадайте кроссворд

II. Восприятие

Знакомство с текстом (чтение) «Пасха в России»

 

III. Применение

1. Расскажите, как в вашей семье отметили Пасху

2. Расспросите друга, как отметили Пасху в его семье

3. Придумайте свой кроссворд по теме «Пасха в России»

IV. Анализ

1. Чтение текста «Пасха в Британии» и обсуждение

2. Составление таблицы (диаграммы) сходств и различий празднования Пасхи в России и Британии (составление диаграммы)

V. Синтез

Восстановить разрезанный текст «Hot Cross Buns»

VI. Оценка

Скажите, что вы думаете о поступке монаха и мальчика

Говоря о коммуникативных педтехнологиях, хотелось бы еще упомянуть одну из новых педтехнологий - «Критическое мышление». Эта технология сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, а также и на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. С другой стороны, данная технология требует наличия у учащихся хороших сформированных

Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования.

Основные параметры «Критического мышления», наполняющие содержанием и определяющие цели образования, это восприятие современного мира целостно, познание мира во взаимодействии всех его сторон и себя в этом мире, открытость личности по отношению к новому, умение видеть альтернативные пути решения проблемы, преодоление стереотипов.

Мыследеятельный подход в обучении также находит свою реализацию в данной технологии и обеспечивает реализацию воспитывающих и обучающих целей. Это технология формирует умение обосновывать предпочтение одной идеи другой, решать сложные проблемы, аргументировано вести спор.

 Основными этапами урока при использовании технологии «Критическое мышление» являются этап вызова, осмысления, рефлексии.

ВЫЗОВ. На стадии вызова с помощью различных приемов (индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; прогнозирование содержания; проблемные вопросы и т.д.) учащиеся рассказываются своими словами о том, что они знают по поставленному вопросу  всему классу. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания, так, чтобы они стали базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации.

ОСМЫСЛЕНИЕ. На стадии осмысления учащиеся знакомятся с новой информацией или идеями, читая текст, просматривая фильм, прослушивая лекции, при этом он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Затем каждому предоставляется возможность сделать самоанализ своих действий, а именно высказаться о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот, сбило его с толку. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходит в других формах работы. В групповой работе должны присутствовать два элемента - индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

РЕФЛЕКСИЯ. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища и аргументировано защищать свое мнение. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений, и таким образом,  формирует навыки критического мышления, а также и личность, способную к непрерывному обучению, самообразованию.

Технология дает ученику:

  • повышение эффективности восприятия информации;
  • повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  • умение критически мыслить;
  • умение ответственно относиться к собственному образованию;
  • умение работать в сотрудничестве с другими;
  • повышение качества образования учеников;
  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология дает учителю:

  • умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
    возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
  • стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
  • стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Категория: Доклады, выступления | Добавил: Asio
Просмотров: 471 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]